23:33 Законопроект о запрете закрытия сельских школ. | |
В среду Госдума рассмотрит законопроект о запрете закрытия сельских школ без согласия жителей
В Госдуму внесен законопроект, запрещающий закрывать малокомплектные школы на селе без согласия местных жителей. Также законопроект предусматривает возможность возродить школу, если она была закрыта не позднее 1 января 2015 года. Об этом сообщают «Известия».
Сейчас решения о закрытии школ принимает специально созданная комиссия, и эксперты считают, что комиссия не всегда объективна. Учителя и жители сел и деревень сообщают о том, что школ не хватает. Законопроект, внесенный в Думу, подготовлен первым заместителем председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Олегом Смолиным. Депутат сообщает, что больше всего сельских школ закрыли в 2006 году, когда была внедрена система подушевого финансирования, при которой маленькая школа выжить просто не может.
— В 1990-х годах действовал закон, по которому без согласия жителей никто не мог закрыть сельскую школу. Но тогда небольшие образовательные учреждения стали прикреплять к более крупным и потом закрывать их как филиалы. В законопроекте мы исключили подобную законодательную лакуну, — сказал Олег Смолин. Он отметил, что в 1930-е годы в стране было открыто 25 тыс. преимущественно сельских школ. Сейчас 24 тыс. из этого числа уже закрыты. Больше всего сельских образовательных учреждений ликвидировали в 2006 году, когда была внедрена система подушевого финансирования, при которой маленькая школа выжить просто не может. — Массовое закрытие сельских школ нарушает право сельского ребенка на образование. Мало того, это вопрос национальной безопасности. Поскольку с исчезновением сельской школы, как правило, исчезает и село, — сказал Олег Смолин. О нехватке школ в глубинке говорят и сами учителя. Например, в хуторе Садовый Ставропольского края в 2010 году закрылась единственная средняя школа. Местная администрация посчитала, что легче ее снести, чем отремонтировать. Родители учеников выходили на митинг, но школу всё равно уничтожили. В качестве компенсации власти в 2011 году преобразовали местный садик в детский сад — начальную школу №22. Директор учреждения Наталья Шеховцова рассказала «Известиям», что здесь учатся дети до четвертого класса, а те, кто постарше, ездят на автобусе в село Сенгилеевское за 12 км. — В соседнем селе учится около 30 наших детей. Родители очень недовольны. Мы всем хутором протестовали, просили оставить школу, но всё оказалось бесполезным, — сказала Наталья Шеховцова. Жители деревни Юматово Уфимского района Башкортостана столкнулись с другой проблемой. В единственную деревенскую школу приезжают дети из соседних районов, из-за этого учреждение переполнено. — Наша школа рассчитана на 260 детей, а учатся в ней 365 человек. Мы задыхаемся, — говорит замдиректора по воспитательной работе Алла Кунц. По ее мнению, проблему перегруженности школы можно решить, если пристроить к ней еще одно здание. Или если построить свою школу в соседнем Чишминском районе. Но ни того ни другого в ближайшем будущем не предвидится. В пресс-службе Министерства образования и науки РФ «Известиям» рассказали, что развитию сельских школ ведомство уделяет особое внимание. Например, реализуется программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в школах» на 2016–2025 годы, в том числе с учетом потребностей сельских территорий. Ведется работа и в рамках проекта по созданию условий для занятия спортом в сельских школах. В Минобрнауки также отметили, что в действующем Федеральном законе «Об образовании» уже предусмотрены меры, учитывающие интересы граждан при ликвидации школ. Образовательную организацию могут закрыть только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения и с учетом мнения жителей. Депутат Государственной думы Любовь Духанина считает, что имеющиеся законодательные инструменты на практике не всегда работают. — Проблема сельских школ актуальна для России, как и в целом проблема развития сельских территорий. Наша задача — обеспечить каждому ребенку доступное качественное образование, — сказала «Известиям» Любовь Духанина. Ректор МГПУ и председатель общественного совета Рособрнадзора Игорь Реморенко рассказал «Известиям», что в комиссию, принимающую решение о закрытии или сохранении школы на селе, входят представители муниципалитета, управления образования района, представители сельского схода и самой школы. Но процедура экспертизы не имеет жесткого регламента и не везде проводится действительно открыто и объективно. Игорь Реморенко говорит, что не считает нужным везде и любыми способами возрождать сельские школы. Проблема их нехватки актуальна для разных регионов в разной степени. — Тысячи сел появились в России в советское время. Потом производства закрылись, люди разъехались. Вряд ли есть смысл содержать целое здание ради трех учеников, — считает Игорь Реморенко. Член Общественной палаты РФ, учитель русского языка и литературы московской школы №1251 Роман Дощинский, напротив, уверен, что даже если в селе осталось всего несколько детей — это не повод закрывать школу. — Школа — это социокультурный центр села, ее закрытие означает и вымирание населенного пункта. Государство вынуждено вкладываться в развитие сельских школ, сами они не выживут, — сказал Роман Дощинский. В среду документ будет рассмотрен на пленарном заседании Госдумы. Источник: izvestia.ru | |
|
Всего комментариев: 0 | |