Сайт Шумской Светланы Петровны
учителя химии, биологии и географии,
МБОУ Марьевской СОШ,

Неклиновского района, Ростовской области


Главная | Регистрация | Вход | RS
Главная » 2017 » Февраль » 12 » Законопроект о запрете закрытия сельских школ.
23:33
Законопроект о запрете закрытия сельских школ.

В среду Госдума рассмотрит законопроект о запрете закрытия сельских школ без согласия жителей

 

В Госдуму внесен законопроект, запрещающий закрывать малокомплектные школы на селе без согласия местных жителей. Также законопроект предусматривает возможность возродить школу, если она была закрыта не позднее 1 января 2015 года. Об этом сообщают «Известия».
 


 

Сейчас решения о закрытии школ принимает специально созданная комиссия, и эксперты считают, что комиссия не всегда объективна. Учителя и жители сел и деревень сообщают о том, что школ не хватает.

Законопроект, внесенный в Думу, подготовлен первым заместителем председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Олегом Смолиным.

Депутат сообщает, что больше всего сельских школ закрыли в 2006 году, когда была внедрена система подушевого финансирования, при которой маленькая школа выжить просто не может.

 "Массовое закрытие сельских школ нарушает право сельского ребенка на образование. Мало того, это вопрос национальной безопасности. Поскольку с исчезновением сельской школы, как правило, исчезает и село", — цитируют "Известия" Олега Смолина.

— В 1990-х годах действовал закон, по которому без согласия жителей никто не мог закрыть сельскую школу. Но тогда небольшие образовательные учреждения стали прикреплять к более крупным и потом закрывать их как филиалы. В законопроекте мы исключили подобную законодательную лакуну, — сказал Олег Смолин.

Он отметил, что в 1930-е годы в стране было открыто 25 тыс. преимущественно сельских школ. Сейчас 24 тыс. из этого числа уже закрыты. Больше всего сельских образовательных учреждений ликвидировали в 2006 году, когда была внедрена система подушевого финансирования, при которой маленькая школа выжить просто не может.

— Массовое закрытие сельских школ нарушает право сельского ребенка на образование. Мало того, это вопрос национальной безопасности. Поскольку с исчезновением сельской школы, как правило, исчезает и село, — сказал Олег Смолин.

О нехватке школ в глубинке говорят и сами учителя. Например, в хуторе Садовый Ставропольского края в 2010 году закрылась единственная средняя школа. Местная администрация посчитала, что легче ее снести, чем отремонтировать. Родители учеников выходили на митинг, но школу всё равно уничтожили.

В качестве компенсации власти в 2011 году преобразовали местный садик в детский сад — начальную школу №22. Директор учреждения Наталья Шеховцова рассказала «Известиям», что здесь учатся дети до четвертого класса, а те, кто постарше, ездят на автобусе в село Сенгилеевское за 12 км.

— В соседнем селе учится около 30 наших детей. Родители очень недовольны. Мы всем хутором протестовали, просили оставить школу, но всё оказалось бесполезным, — сказала Наталья Шеховцова.

Жители деревни Юматово Уфимского района Башкортостана столкнулись с другой проблемой. В единственную деревенскую школу приезжают дети из соседних районов, из-за этого учреждение переполнено.

— Наша школа рассчитана на 260 детей, а учатся в ней 365 человек. Мы задыхаемся, — говорит замдиректора по воспитательной работе Алла Кунц. По ее мнению, проблему перегруженности школы можно решить, если пристроить к ней еще одно здание. Или если построить свою школу в соседнем Чишминском районе. Но ни того ни другого в ближайшем будущем не предвидится.

В пресс-службе Министерства образования и науки РФ «Известиям» рассказали, что развитию сельских школ ведомство уделяет особое внимание. Например, реализуется программа «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в школах» на 2016–2025 годы, в том числе с учетом потребностей сельских территорий. Ведется работа и в рамках проекта по созданию условий для занятия спортом в сельских школах.

В Минобрнауки также отметили, что в действующем Федеральном законе «Об образовании» уже предусмотрены меры, учитывающие интересы граждан при ликвидации школ. Образовательную организацию могут закрыть  только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения и с учетом мнения жителей.

Депутат Государственной думы Любовь Духанина считает, что имеющиеся законодательные инструменты на практике не всегда работают.

— Проблема сельских школ актуальна для России, как и в целом проблема развития сельских территорий. Наша задача — обеспечить каждому ребенку доступное качественное образование, — сказала «Известиям» Любовь Духанина.  

Ректор МГПУ и председатель общественного совета Рособрнадзора Игорь Реморенко рассказал «Известиям», что в комиссию, принимающую решение о закрытии или сохранении школы на селе, входят представители муниципалитета, управления образования района, представители сельского схода и самой школы. Но процедура экспертизы не имеет жесткого регламента и не везде проводится действительно открыто и объективно.

Игорь Реморенко говорит, что не считает нужным везде и любыми способами возрождать сельские школы. Проблема их нехватки актуальна для разных регионов в разной степени.

— Тысячи сел появились в России в советское время. Потом производства закрылись, люди разъехались. Вряд ли есть смысл содержать целое здание ради трех учеников, — считает Игорь Реморенко.

Член Общественной палаты РФ, учитель русского языка и литературы московской школы №1251 Роман Дощинский, напротив, уверен, что даже если в селе осталось всего несколько детей — это не повод закрывать школу.

— Школа — это социокультурный центр села, ее закрытие означает и вымирание населенного пункта. Государство вынуждено вкладываться в развитие сельских школ, сами они не выживут, — сказал Роман Дощинский.

В среду документ будет рассмотрен на пленарном заседании Госдумы.

Источник:  izvestia.ru

Просмотров: 334 | Добавил: shumskaya1971 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar