Сайт Шумской Светланы Петровны
учителя химии, биологии и географии,
МБОУ Марьевской СОШ,

Неклиновского района, Ростовской области


Главная | Регистрация | Вход | RS
Главная » 2017 » Март » 26 » Вадим Барабанов: «ВПР — не экзамен, а контрольная работа»
12:36
Вадим Барабанов: «ВПР — не экзамен, а контрольная работа»

Вадим Барабанов: «ВПР — не экзамен, а контрольная работа»

На сайте ФИПИ опубликованы описания и образцы вариантов Всероссийских проверочных работ (ВПР) для 11 классов. О том, к чему готовиться педагогам и выпускникам, которым предстоит писать ВПР по географии, рассказывает Вадим Барабанов, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

В 2017 году ВПР будут проведены для выпускников 11 классов. Согласно расписанию, утвержденному Рособрнадзором, они пройдут в апреле-мае по пяти предметам, включая географию. Варианты контрольных работ и система оценивания разрабатываются на федеральном уровне, что дает возможность проверить учебные достижения школьников по единым критериям. Участие школ в проведении ВПР в 11 классе не является обязательным, такое решение будет принимать сама образовательная организация. В задания ВПР будут включены для проверки наиболее значимые элементы по каждому учебному предмету, важные для общего развития выпускника и его жизни в обществе.

Подготовится к ВПР поможет бесплатный тренажер для учеников — онлайн-инструмент для отработки упражнений из всех разделов ВПР.

Для учителя разработаны методические рекомендации, которые оснащены всей необходимой информацией для успешного выполнения заданий — что надо знать и уметь, какие дополнительные материалы разрешается использовать.

А о том, к чему готовиться педагогам и выпускникам, которым предстоит писать ВПР по географии, рассказывает Вадим Владимирович Барабанов, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ):

— Почему  в 2017 году  планируется ВПР по географии в 11 классе,  когда  в большинстве школ  изучение  этого предмета заканчивается в 10 классе?  Как в этом случае организовать подготовку выпускников к успешному участию в ВПР?

— В распоряжении Рособрнадзора от 06.12.2016 года указывается, что каждая общеобразовательная организация может выбрать проведение ВПР по географии в 10 или в 11 классе в зависимости от своего учебного плана. Есть школы, где география изучается по 2 часа в 10 классе или по 1 часу в 10—11 классах, а есть такие, в которых на изучение этого предмета предусмотрено 2 часа в 11 классе. Но в любом случае к ВПР не требуется специальная дополнительная подготовка. В случае, если учитель хочет перестраховаться, он может собрать заинтересованных учащихся во внеурочное время и ознакомить их с демоверсиями заданий. 

Организацией ВПР будет заниматься образовательная организация или региональные органы управления образованием?

— Каждая образовательная организация самостоятельно принимает решение об использовании материалов, полученных для проведения ВПР, и устанавливает порядок проведения процедуры в выпускных классах. 

Кто будет осуществлять проверку выполненных школьниками работ и информирование учащихся о результатах?

— Хочу сразу оговориться: ВПР — это не экзамен, а контрольная работа, поэтому на нее распространяются все правила проведения контрольных работ. Следовательно, проверять их будут сами учителя, они же обязаны проинформировать учащихся о результатах. Единственное отличие заключается в том, что каждая школа на сайте ФИПИ откроет свой личный кабинет, в котором будут опубликованы отчеты об оценках за ВПР.

Будет ли у выпускников возможность подать апелляцию по итогам ВПР?

— Конечно, нет, поскольку, повторю, ВПР — это не экзамен, а контрольная работа. И ее результат не влияет на итоговую оценку по географии (тем более если она уже была выставлена в 10 классе) и точно так же  не влияет на аттестат.

Является ли ВПР по географии обязательной работой для всех выпускников?

— Нет. Те учащиеся, которые записались на ЕГЭ по географии, могут не принимать участия в проверочной работе по этому предмету. Для всех остальных эта работа является обязательной.

Может ли каждый ученик во время выполнения ВПР использовать любое количество атласов 8—11 классов или все-таки будет какое-то ограничение?

— В документах этот вопрос никак не регламентирован, поэтому решение в каждом конкретном случае принимает учитель.

— В каждом варианте работы есть задания повышенного уровня сложности. Значит ли это, что у тех ребят, которые изучают географию в старших классах на базовом уровне, не будет шанса получить в итоге максимальный балл?

— Нет, не значит. Все задания, в том числе и повышенной сложности, составлялись с учетом  программы  базового уровня. Конечно, не все ученики смогут получить максимальный балл, потому что способности у всех разные. Но это, по-моему, естественно, и ничего нового в этом нет.

С какой целью проводятся ВПР, в том числе по географии? Согласны ли вы со специалистами Рособрнадзора, которые утверждают, что подобный способ контроля знаний в школе позволяет: психологически подготовить учащихся  к ОГЭ и ЕГЭ; определить уровень знаний, которые были получены в течение предыдущего этапа обучения; стать стимулом к систематическим занятиям по тем предметам, которые не потребуются учащимся для поступления в вуз; обнаружить недостатки в программах обучения и в качестве преподавания по проверяемым предметам.

— Есть официальная задача проведения ВПР — это оценка качества подготовки выпускников, изучавших курс географии на базовом уровне и не планирующих сдавать ЕГЭ по этой дисциплине. Параллельно решаются и другие задачи: получить реальную картину географической подготовки и выявить недостатки, которые могут быть разными в разных регионах. Это позволит каждой школе и каждому учителю внести коррективы в свою работу, обсудить с коллегами имеющиеся проблемы и пути их решения. Что касается психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, то такая задача, безусловно, не ставится — есть много других способов ее решить. Станет ли ВПР стимулом к систематическим занятиям по географии для тех выпускников, которым не потребуется этот предмет для поступления в вуз? Пока эти работы проводятся анонимно и не влияют на итоговую оценку, поэтому особого стимула я не вижу. Однако надеюсь, что большинство школьников и так хорошо изучают географию. Убежден, что эти проверочные работы будут служить для создания единого образовательного пространства: все образовательные организации будут иметь общий ориентир — образовательный результат, к достижению которого необходимо стремиться.

Чем отличаются задания ВПР от заданий ОГЭ и ЕГЭ?

— Задания ВПР не легче и не сложнее выпускных экзаменов по географии, их особенность в том, что они носят компетентностный характер, то есть проверяют применение знаний на практике, в том числе навыки работы с картами. Вопросы ВПР были составлены таким образом, чтобы показать детям и родителям, что географические знания нужны в современной жизни.

Какие уроки удалось извлечь из ВПР, проведенных в предыдущие годы, и будут ли они учтены при проведении ВПР по географии?

— Во всех регионах есть координаторы, которые собирают детальную информацию по результатам всех ВПР, кроме того, аналогичные сведения есть в каждой школе. Результаты предстоящей ВПР по географии будут использоваться на всех уровнях образования для самодиагностики и «работы над ошибками». Занятия с отстающими учащимися можно начинать с основной школы.

Задания ВПР и критерии их оценки составляются на федеральном уровне, а проверкой работ занимаются учителя на местах. Насколько объективны результаты такой проверки и не планируется ли поменять «правила игры» в ближайшем будущем?

— Я считаю, что сознательно искажать результаты ВПР учителя не станут, тем более что эти результаты не влияют ни на годовые оценки, ни на аттестат. Все заинтересованы в том, чтобы картина была объективной, — для принятия методических решений и «работы над ошибками». Очень важно при необходимости организовать повышение квалификации по оценке образовательных достижений учащихся, в том числе и ВПР, поскольку, по данным различных исследований, многим учителям не хватает компетенций именно в этой сфере. Такие  курсы могут быть  и дистанционными, в том числе они проводятся  в ФИПИ. Так что, надеюсь, учителя смогут повысить свой профессиональный уровень в данной области, тем более что практика показывает: проверка части С в работах  выпускников, сдающих ЕГЭ, стала мощным стимулом для повышения квалификации педагогов-экспертов.

На форумах дети, родители, педагоги жалуются на то, что ВПР приводят к перегрузкам школьников и мешают готовиться к ЕГЭ. Для того чтобы успешно сдать ВПР, детям нанимают репетиторов. Что бы вы посоветовали детям, родителям, учащимся, которые боятся ВПР и воспринимают их как лишнюю психологическую нагрузку, связанную еще и с финансовыми затратами?

— ВПР  — это итоговая контрольная работа, не более того. В советское время все школьники выполняли такие контрольные. Безусловно, это была психологическая нагрузка. Отличие нынешних  ВПР в том, что они разрабатываются на федеральном уровне, и детям предлагаются задания не сложнее тех, которые они выполняют в течение года.  Региональные диагностические работы бывают гораздо труднее.  Поэтому бояться ВПР не надо, специальной подготовки к ним не требуется.  Перестраховщикам рекомендую прорешать демоверсии заданий (они опубликованы на сайте ФИПИ). Нанимать репетитора бессмысленно: за пару месяцев он вас ничему не научит. Надо просто систематически заниматься в школе.

Сейчас предпринимается много усилий для пропаганды географических знаний: ежегодные всероссийские географические диктанты, прошедший в ноябре съезд учителей географии, различные фильмы и передачи на ТВ, деятельность Русского географического общества, которое возглавляет министр обороны Сергей Шойгу. Будет ли все это способствовать росту популярности школьной географии?

— Географическое просвещение общества — это очень важная и нужная работа. С популярностью географии как школьного предмета все обстоит сложнее. Тут многое зависит от УМК и от мастерства каждого учителя. В концепции географического образования четко прописана задача усиления связи географии с жизнью, и не случайно задания ВПР имеют практическую направленность. Если мы будем развиваться в этом направлении, а также  решать задачи патриотического воспитания, поставленные новым министром образования и науки, то это не только повысит авторитет географии, но и сделает ее интересной и востребованной.

Беседовала Ольга Дашковская

ИСТОЧНИК:Объединённая издательская группа ДРОФА   Вентана-Граф

 

 

Просмотров: 465 | Добавил: shumskaya1971 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar