БЛИЦ НОВОСТЕЙ
Рабочая группа, в которую вошли Министерство просвещения, Роспотребнадзор и Рособрнадзор, рекомендовала регионам России рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных телефонов в школах. Об этом заявили в пресс-службе Минпросвещения.
«В представленном документе органам управления образованием субъектов… рекомендуется рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательных организациях», — говорится в сообщении.
Исключения предлагается сделать для детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (например, для мониторинга сахара крови при сахарном диабете), а также педагогических работников и родителей.
«В частности, рекомендуется предусмотреть для всех участников образовательного процесса целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при входе в образовательную организацию, а также ограничить использование школьниками устройств мобильной связи во время учебного процесса», — добавили в ведомстве.
Как указывается, в случае необходимости рекомендуется предусмотреть места хранения мобильных телефонов учеников, а также согласовать способы коммуникации родителей с детьми.
Ожидается, что в течение года Роспотребнадзор проведёт мониторинг состояния здоровья школьников при ограничении использования мобильных устройств.
Рособрнадзор и Российская академия образования займутся выборочным мониторингом повышения эффективности образовательного процесса.
Ранее проведённый опрос показал, что 43% россиян не поддерживают идею запрета смартфонов в школе.
Позднее в Государственной думе выступили с предложением создать специальный телефон для школьников — «шкулфон».
Министерство просвещения РФ опубликовало проекты федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования и основного общего образования, документы размещены на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
"Существенным отличием проекта ФГОС НОО является детализация предметных результатов освоения 9 учебных предметов", - говорится в пояснительной записке.
Как уточняется в пояснительной записке к проекту о стандартах начального общего образования, результаты по предметам "Русский язык", "Литературное чтение", "Иностранный язык", "Математика", "Окружающий мир" и "Физическая культура" распределены по годам обучения, по предметам "Изобразительное искусство", "Музыка", "Технология" - по тематическим модулям (без привязки к годам обучения).
Согласно проекту, образовательные учреждения выбирают тематические модули по предметам "Изобразительное искусство", "Музыка", "Технология" и "Физическая культура" в соответствии с условиями материально-технического обеспечения учебного процесса и особенностям контингента обучающихся.
"Существенным отличием проекта ФГОС ООО является детализация предметных результатов освоения 16 учебных предметов", - отмечается в пояснительной записке.
В свою очередь, результаты по предметам "Русский язык", "Литература", "Иностранный язык", "Математика", "Информатика", "История", "Обществознание", "Физика", "Химия", "Биология" и "География" распределены по годам обучения, по предметам "Изобразительное искусство", "Музыка", "Технология", "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Физическая культура" - по тематическим модулям (без привязки к годам обучения).
Как указано в тексте проекта, выбор образовательными организациями тематических модулей по предметам "Изобразительное искусство", "Музыка", "Технология", "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Физическая культура" определяется условиями материально-технического обеспечения учебного процесса и особенностями контингента обучающихся.
Министр просвещения РФ Ольга Васильева выступила на итоговом заседании коллегии министерства просвещения России, где высказалась по поводу преподавания истории. Она сказала о том, что историю в школе должен преподавать тот, кто ее любит, а не обязательно профессиональный историк.
Речь об этом зашла 5 сентября на всероссийском открытом уроке «Я помню», который посвящен профессиям, которые помогают сохранять историю, в Музее Победы.
Министр подчеркнула, что учитель — это в первую очередь популяризатор.
"Я считаю, я глубоко убеждена, что историю можно преподавать человеку, который не является профессиональным историком... Потому что учитель - в первую очередь популяризатор. Если человек любит, прекрасно знает, чудесно ее рассказывает и живет тем, о чем он говорит, он может завлечь и заворожить любого", - сказала Васильева на всероссийском открытом уроке "Я помню", посвященном профессиям, которые помогают сохранять историю, в Музее Победы.
Она также добавила, что ее как историка интересует вопрос общественного сознания, те мотивы и движения, которыми руководствовались, например, вчерашние школьники, которые пошли на фронт во время Великой Отечественной войны.
В интервью ТАСС замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев заявил о том, что ведомство даст рекомендации главам регионов расторгать контракты с директорами школ, в которых третий год подряд фиксируется необъективные результаты Всероссийских проверочных работ (ВПР).
Заместитель руководителя надзорной службы отметил, что детям, учителям и родителям не нужен управленец, который «не может выстроить внутри маленькой школы систему ежедневной объективной оценки».
Отмечается, что на текущий момент в России более 200 школ, не первый раз показывающих необъективный результат при проведении ВПР.
Как сообщил директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко, в новом учебном году во Всероссийских проверочных работах (ВПР) произойдут изменения.
Стоит напомнить, что уже несколько лет подряд кроме написания итогового сочинения, сдачи ЕГЭ по ряду предметов и выбора вуза обучающиеся старших классов пишут ВПР. Этот вид работ проводят по отдельным учебным предметам с целью оценки уровня подготовки школьников с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
До 2019 года все средние общеобразовательные учреждения проводили ВПР в один и тот же день в соответствии с единым расписанием. В текущем учебном году школам была предоставлена возможность самостоятельно формировать наиболее удобное для себя расписание проведения упомянутых испытаний.
С. Станченко, в частности, сообщил: «В 2020 году за счёт введения технологии генерации вариантов появилась возможность сделать расписание более комфортным. Школам вместо точных дат даются интервалы в несколько дней для проведения каждой работы. Сами варианты заданий для разных школ будут равноценны».
Весной текущего учебного года ВПР будут проводиться весной для обучающихся 4-8 классов и одиннадцатиклассников.
В 2020 году ВПР, с образцами и примерами которых можно ознакомиться на сайте ФИПИ, проведут по следующим дисциплинам:
4 класс – «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир»;
5 класс – «Русский язык», «Математика», «История», «Биология»;
6 класс – «Русский язык», «Математика», «История», «Биология», «География», «Обществознание»;
7 класс – «Русский язык», «Математика», «История», «Биология», «География», «Обществознание», «Физика», «Иностранный язык»: «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык»;
8 класс – «Русский язык», «Математика», «История», «Биология», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия»;
11 класс – «Физика», «Химия», «География», «Биология», «История», «Иностранный язык»: «Английский язык», «Немецкий язык», «Французский язык».
Кроме того, глава ФИОКО добавил, что результаты ВПР не будут влиять на оценки в аттестатах и перевод в следующий класс. Ключевая цель этих испытаний – совершенствование образования и приведение его в соответствие с ФГОС.
Однако согласно ранее опубликованной в СМИ информации Ольга Васильева, министр просвещения РФ, выступала с заявлением о том, что в будущем результаты ВПР будут учитываться при итоговой аттестации.
Как сообщает пресс-служба Рособрнадзора, в ходе 48 встречи Управляющего совета PISA в Лондоне Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, сообщил о планах проведения в России международного исследования «PISA для школ» в рамках реализации национального проекта «Образование».
С. Кравцов, в частности, заявил: «Мы планируем ежегодно проводить оценки в 14 регионах, с участием более 1500 школ. До 2024 года в оценке примут участие все 85 регионов России, в каждом из которых участниками будут около 100 школ. Помимо этого каждый год будет проводиться оценка по России в целом, кроме тех лет, когда проводится основное исследование PISA».
При этом он подчеркнул, что данный проект не только поможет отслеживать динамику изменений в системе российского образования, но также даст возможность выявлять проблемы на уровне регионов. Кроме того, субъекты РФ смогут сравнивать свои результаты как с общероссийскими, так и с мировыми. К тому же оценивать образовательные учреждения будут на мировом уровне, что позволит им проводить анализ своей работы, выявлять достоинства и недостатки.
Глава надзорной службы также подчеркнул, что во избежание попыток повлиять на результаты исследования все данные будут публиковать только с согласия регионов и самих учебных заведений. При этом никаких административных санкций по результатам исследования вводиться не будет.
В эфире телеканала «Царьград» в рамках программы «Дежурный по редакции» советник при ректорате МПГУ Евгений Спицын заявил, что современная система образования фактически превратила учителей в своих рабов, в связи с чем в школе на сегодняшний день уже невозможно воспитать человека-творца.
Стоит напомнить, что ранее общественность всколыхнуло обращение заслуженного учителя России Александра Шевкина к министру просвещения Ольге Васильевой. В числе прочего он написал главе ведомства о том, что «планомерное разрушение нашего образования – это результат целенаправленных действий». А писатель, журналист, член Академии российского телевидения и автор целого ряда книг о воспитании Андрей Максимов назвал современную школу каторгой.
В ходе программы эксперты обсуждали проблемы современной системы образования. Речь шла о том, что унификация, зубрёжка, тестирования, оптимизация и стандарты уничтожают саму суть образования уже в начале пути. Что же касается российских вузов, то их, как оказалось, обязуют работать по американским стандартам. Всё это приводит к снижению качества российского образования, а также лишает новых школьников и студентов возможности получить образование должного уровня.
По словам историка и советника при ректорате Московского педагогического госуниверситета (МПГУ), педагог в нынешней системе образования находится в очень сложных условиях.
Он, в частности, заявил: «У нас фактически сейчас учителей превратили в рабов. В бессловесную скотину, которая не может по определению воспитать человека-творца… Если они откроют рот, они тут же попадут в разряд белых ворон и под угрозу увольнения. Они вынуждены против своей воли и своего человеческого существа проводить эту мерзкую политику».
Помимо этого, он добавил, что педагоги, всей душою протестуя против сложившейся ситуации, боятся выступить с протестом открыто.
На встрече с учителями в Томске, заместитель министра просвещения Марина Ракова сообщила, что ведомство намерено в октябре завершить разработку проекта новой системы мотивации педагогов, которая будет иметь влияние на заработную плату. Затем проект представят вице-премьеру РФ Татьяне Голиковой.
Замминистра, в частности, сказала: «Мы разработаем достаточно интересную систему, которая, в том числе, приведёт к определенным изменениям в системе оплаты труда работников отрасли образования. В октябре мы более-менее финализируем версию продукта, который будем представлять в комитете Татьяне Алексеевне Голиковой. Надеемся, что с 2020 года у нас возникнут пилотные регионы [для тестирования системы] с целью дальнейшего тиражирования на всю страну».
М. Ракова подчеркнула, что профессионализм учителей можно повысить прежде всего через мотивацию к саморазвитию. Однако на сегодняшний день такой мотивации практически нет, и на это есть разные причины, среди которых низкие зарплаты, большая нагрузка и профессиональное выгорание.
Она при этом пояснила: «Безусловно, основной педагогический состав <…> на текущий момент не соответствует на 100% тем вызовам, которые у нас есть. Мы видим, что ситуацию возможно поменять. Возможно, не через назидание, а предоставление бесконечной возможности ощутить себя частью чего-то».
Напомним, что национальный проект «Образование», в рамках которого происходит разработка упомянутой программы, охватит период с 2019 до 2024 года. Общий бюджет проекта составит около 784,5 миллиарда рублей. Он призван обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования и вхождение России в топ-10 стран по качеству общего образования. Курирует нацпроект вице-премьер Татьяна Голикова, руководит – Ольга Васильева, министр просвещения.
Кроме того, М. Ракова в рамках встречи с учителями сообщила, что в школьную программу планируют включить робототехнику. И многие школы уже внедряют её в учебно-методический комплекс по разным дисциплинам. По её словам, это происходит в рамках таких предметных областей, как физика и технология.
Напомним, что экспертами Института развития интернета (ИРИ) и Национального исследовательского технологического университета (НИТУ) «МИСиС» ранее предоставили перечень новых уроков, которые могут появиться в средних общеобразовательных учреждениях уже в 2030 году. Они будут нацелены на развитие у обучающихся «навыков будущего», необходимых для освоения профессий будущего. В списке оказались следующие предметы: робототехника, программирование, VR-архитектура, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), анализ и работа с большими данными, основы цифровой грамотности, архитектура искусственного интеллекта, киберспорт и web-дизайн.
Источник: СУП
|